Техника пианиста

Техника пианистаЭто достаточно емкое понятие, по сути, это умение передать замысел автора, перенести его с нотной записи в звучание.

Исполнительское мастерство пианиста складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и при наличии этих слагаемых возможен успех в исполнительской области. Развитию технического мастерства должно придаваться огромное значение, и особенно, на начальном этапе обучения игре на инструменте. Этому вопросу уделялось и уделяется много внимания в практической педагогике, в методических пособиях и трудах по теории исполнительства.

Вопрос недостаточного развития технического мастерства, напряженных, скованных движений, мышечной зажатости рук пианистов-учеников остается и на сегодняшний день одной из серьезных проблем фортепианного исполнительства.

Некоторые виды фортепианной техники настолько сложны, что для их освоения требуются многие годы кропотливой, специальной работы. Такая работа продолжается у большинства пианистов всю жизнь, начиная с первого знакомства с инструментом. На протяжении всего своего существования техника развивалась и претерпевала различные изменения в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами.

Например, Ф. Лист подразделял технические трудности на четыре группы: октавы и аккорды, тремоло и трели, двойные ноты (терции, сексты), гаммы и арпеджио. По мнению Листа, работать над этими видами техники, необходимо именно в указанной последовательности.

Г. Нейгауз выделял несколько основных элементов фортепианной техники: взятие одной ноты, трель, гаммы, арпеджио, двойные ноты, аккордовую технику, «прыжки» и «скачки», полифонию. По мнению И. Гофмана техника включает в себя: гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, легато и различные стаккато, динамические оттенки. К. Мартиссен подразделяет технику на: классический, экстатический или романтический (техника подушечки пальца, когда все внимание должно быть направлено на формирование красивого звука) и экспансивный (техника плечевого пояса) типы.

А. Бирмак выделяет в фортепианной технике два традиционных вида, которые сохраняют свое значение и в наше время — мелкую (пальцевую) и крупную (октавы, аккорды, тремоло и скачки).

Следует отметить, что пианистический аппарат развивается на принципах, создающих наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

- Принцип естественности. При котором следует стараться, чтобы положения рук и корпуса не включали неестественных элементов, которые осложняют игру и повышают усталость.

- Принцип экономности. Все движения рациональны: чередуется мышечное напряжение и расслабление, нужно следить за изоляцией мышечного напряжения. При совершении движения необходимо, чтобы не задействованные мышцы оставались свободными. Распределение мышечного напряжения (большинство движений совершается при согласованном действии нескольких мышц одной функции). Необходимо стремиться, чтобы главную нагрузку несли сильные мышцы, а самые слабые были нагружены меньше всего.

- Принцип целесообразности. Во время игры на инструменте вся двигательная деятельность должна иметь смысл и не являться следованием формальной шаблонности.

За практическим освоением этого прекрасного инструмента приходите в Music Life!

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Полезное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>